С 14 марта текущего года начнут действовать два новых закона, которые позволят восстановить финансовое положение предприятий. Речь идет о Законе о несостоятельности и Законе об ипотеке, регулирующем реструктуризацию просроченных кредитов. Они буду способствовать упрощению процедур регулирования жизнеспособных, но испытывающих финансовые трудности предприятий и ускорению ликвидации бесперспективных для экономики компаний. Одновременно, будет упрощен механизм инвестирования с исполнительной силой ипотечных договоров.
Законопроекты были разработаны министерством экономики при участии рабочей группы, в состав которой вошли представители Национального банка Молдовы, министерства юстиции, министерства финансов, Исполнительного департамента, Агентства государственной собственности, Высшего совета магистратуры, Ассоциации банков Молдовы, Ассоциации ликвидаторов и администраторов Молдовы, Торгово-промышленной палаты.
Начальник юридического отдела министерства экономики РМ Василий Вулпе рассказал недавно о новых открывающихся возможностях. По его словам, принятие этих двух законопроектов приведет к улучшению инвестиционного климата и созданию благоприятных условий для работы предприятий. «Например, Закон о несостоятельности в новой редакции послужит для экономической отрасли благотворным механизмом – для активных предприятий, как семейный доктор, поможет развиваться в будущем, а для предприятий, испытывающих настоящие финансовые трудности – как санитар, поможет заново пустить в оборот активы или упростить процедуру ликвидации данных предприятий», – провел параллель Василий Вулпе.
Новый закон о несостоятельности, сопряженный с лучшей европейской практикой, предлагает эффективные решения по соблюдению принципа ускорения процедуры, защиты кредиторов и подобающего выполнения администраторами и ликвидаторами процесса несостоятельности своих обязанностей. Также, закон призван устранить недостатки существующей юридической системы в проведении юридических процедур. Одновременно, Закон перекладывает в нормативные рамки рекомендации Европейского союза по информированию предпринимателей о проведении процедуры несостоятельности, наличие и доступность для экономических агентов, независимо от вида собственности и юридической формы организации, получения консультаций в сложных финансовых случаях.
Новый закон предусматривает способ реструктуризации платежеспособности и предлагает целесообразные и функциональные правомерные условия для покрытия задолженностей перед кредиторами в сжатые сроки. Процесс несостоятельности, согласно новым законам, не может длиться более 100 дней с момента его начала и до отчетного собрания кредиторов, в отличие от предыдущих положений закона, в которых не были установлены сроки исполнения данной процедуры. Также, Закон предусматривает упрощение применения операционных, функциональных, финансовых и юридических стратегий, которые способствовали бы восстановлению финансового положения жизнеспособных предприятий, имеющих мощный экономический потенциал, но ставших неплатежеспособными.
Таким образом, в целях упрощения реструктуризации жизнеспособных предприятий, помимо прочего, новый Закон устанавливает максимальный срок с момента инициирования процедуры несостоятельности, на протяжении которого обеспеченные кредиторы не имеют право реализовывать имущество обремененное залогом, и после которого обеспеченный кредитор будет иметь право распоряжаться имуществом, обремененным залогом, в соответствии с положениями закона (в случае, когда не был предложен и утвержден план реструктуризации). Это подтолкнет дебиторов и кредиторов к обсуждению плана реструктуризации, что позволит избежать затяжной ликвидации.
Изменения также установят опциональную процедуру, которая позволит судебным органам принимать планы по реструктуризации в кратчайшие сроки, таким образом ограничивая возможность торможения реструктуризации миноритарными кредиторами. В настоящее время данный процесс может длиться годами.
По словам властей, Закон о несостоятельности посредством своих положений способствует максимизации всех распределенных между кредиторами, акционерами, работниками и другими заинтересованными сторонами ценностей. Экономический агент, оказавшийся в ситуации несостоятельности погашения обязательств, может быть реорганизован, реструктурирован или ликвидирован – любая из опций является целесообразной, если приводит к максимальной эффективности. Также, другое положение касается восстановления жизнеспособного предприятия и ликвидации бесперспективного бизнеса. Таким образом, создание возможностей к возобновлению работы для экономических агентов с большим потенциалом, и уход с рынка обществ, не имеющих управляющего органа, прекративших деятельность или не имеющих офиса, чьи акционеры исчезли, либо неизвестен их адрес проживания или местонахождения (так называемые сегодня фантомные общества), – все это приведет к оздоровлению бизнес-сферы. Закон регулирует и вопрос о задолженностях. Так, кредиторы с обеспеченными кредитами должны получать средства первыми.
Закон об ипотеке посредством инвестирования с исполнительной силой ипотечных договоров призван обеспечить в рамках кредитных отношений равновесие между правами и обязанностями банков-кредиторов и дебиторов.
Авторы закона считают, что эти положения дадут толчок банкам активнее выдавать людям кредиты, принимать под залог больше видов имущества, создавать более благоприятные условия для получения кредита, снижения расходов на него, а также обеспечивать большую защиту интересов дебитора в отношениях с кредитором (банком). Эти изменения способствовали бы в том числе развитию ипотечного рынка путем регулирования кредитной деятельности, создания легальных условий для более быстрого исполнения права на ипотеку, установленного для гарантирования кредита.
В настоящее время законодательство предусматривает внесудебный механизм принудительного исполнения права на ипотеку. Согласно этому механизму, в случае несоблюдения ипотечным дебитором своих обязательств по договору о выдаче банковского кредита или ссуды, выданной микрофинансовыми, лизинговыми компаниями и ссудо-сберегательными ассоциациями, по договору об ипотечном (банковском) кредите, в целях устранения задолженности, может быть взыскано недвижимое имущество без обязанности предварительного получения судебного решения, что в данный момент затруднительно и дорогостояще. Одновременно, закон призван обеспечивать равновесие в кредитных отношениях между правами и обязанностями кредитора и дебитора.
Предложенные изменения упростят и ускорят проведение процедур исполнения ипотечного права и, соответственно, погашения задолженностей банками, а также минимизируют расходы по кредиту как ипотечного кредитора, так и дебитора, за счет экономии средств на судебные процедуры. Необходимо отметить, что за процедуру инвестирования с исполнительной силой не взимается дополнительная плата. Все это могло бы активизировать банковскую кредитную деятельность.
Кристина МИРОН