Доклад Независимого аналитического центра Expert-Grup сообщает, что Молдова одна из первых стран в мире по доле зарубежных денежных перечислений в экономику, их доля в ВВП составляет 23%. В 2012 году молдавские граждане, работающие за границей, переслали домой около 1699 млн долларов, и ничтожно малая часть от этой суммы была освоена бизнесом.
Отсутствие экономических возможностей и недовольство граждан качеством управления – вот два ключевых фактора, вынуждающих людей покидать страну. Большинство из них пытается бежать от нищеты и безработицы. По данным Национального бюро статистики, в 2012 году на поиски работы за рубеж уехало около 17% работоспособных мужчин и примерно 10% женщин. Эти цифры, по мнению экспертов, могут серьезно отразиться на экономическом и социальном развитии страны.
Статистика показывает, что, начиная с 2003 года, отток мигрантов из сельской местности стал расти ускоренными темпами, более высокими, чем из городов – разница составила около 4-6 процентных пунктов. Более высокий уровень миграции из села (70%) виден на примере лиц, выезжающих в первый раз. Это означает, что количество «новых мигрантов» выше на селе, чем в городе.
Основными факторами, привлекающими людей за границу, является наличие финансовых и индивидуальных возможностей, предлагаемых государствами, куда стремятся наши граждане, говорится в исследовании Expert-Grup. Так, в России сохраняется высокий спрос на рабочую силу в строительной отрасли. В странах ЕС молдоване заняты в сфере услуг. „Молдавские диаспоры в странах, где предлагаются рабочие места, вселяют уверенность остальным мигрантам и способствуют дальнейшей миграции, появлению детей мигрантов. Они не видят шансов реализовать дома свои проекты”, – считает Адриан Лупушор, один из авторов проекта. По его мнению, только в Италии находится свыше 3500 молдавских мигрантов, которые успешно занимаются своим бизнесом.
Вероятно, что денежные переводы являются единственным положительным результатом международной миграции. В то же время, вклад ремитентов в национальную экономику рассматривается властями как компенсация за отъезд из страны человеческого капитала.
В настоящее время на уровне государства никто не занимается постоянным мониторингом доходов молдавских мигрантов, пересылаемых в страну. Все же, динамика некоторых показателей платежного баланса позволяет предположить, что эти доходы постоянно растут и достигли максимального уровня в 2008 году, до мирового финансового кризиса, и опять возросли в 2010 году. Эксперты-экономисты считают, что есть предпосылки для того, чтобы в 2014-2015 годах уровень переводов за 2008 год был превзойден.
Лина Патрашку, представитель Национального банка Молдовы, сообщила, что источники притока денежных переводов из-за рубежа рассчитываются по трем компонентам, таким как компенсация за труд, личные переводы и переводы эмигрантов. „Проблема заключается в том, что большая часть этих переводов не представляет собой, на самом деле, переводы эмигрантов, это оплата услуг, оказанных нерезидентам физическими лицами из Молдовы, инвестиции нерезидентов в недвижимость и платы другого характера. А НБМ не располагает точной информацией, позволяющей установить реальную долю ремитентов в общем потоке денежных переводов”, – говорит Л. Патрашку.
С другой стороны, многие молдоване переводят деньги неофициальными путями, эти суммы не видны государственным органам. Приблизительно 35-40% переводов поступают неофициально. Эксперты утверждают, что тяжело поддаются бухучету небанковские переводы, например, чемоданы с потребительскими товарами или бытовой техникой, а также автомобили. Однако стоимость небанковских переводов не следует занижать. Согласно данным опроса, проведенного в 2012 году «Luecke и Stoehr”, их доля в общем объёме переводов составляет 10%. В ходе опроса было установлено, что эмигранты высылают в среднем около 27 тыс. лей в год, в то время как НБМ сообщает о 29 тысячах леев в год.
До сих пор переводы мигрантов имели позитивный эффект, являясь двигателем национальной экономики. Одновременно, они повышали доходы домашних хозяйств и доходы в публичный бюджет от косвенного налогообложения импортируемых товаров. В 2000-2004 годах именно переводы, наряду с государственными переводами, спасли большую часть населения от бедности.
Согласно данным Национального бюро статистики, за последние 12 лет чистый объём денежных переводов вырос в 9 раз – с 178,6 млн долларов до 1699 млн долларов в прошлом году. В среднем, большинство мигрантов (58,7%) пересылает ежемесячно относительно небольшие суммы денег, до 500 долларов. Это заметно, например, по переводам от работающих в России. Мигранты в странах ЕС высылают большие суммы благодаря высоким зарплатам и хорошим условиям труда.
В 2011 году переводы составили 15,3% доходов домашних хозяйств, а за первые три квартала 2012 года они выросли на 2 процентных пункта, став для половины населения основным источником дохода после заработной платы и выплат социального страхования. Таким образом, миграция избавила от нищеты людей, но также сделала страну зависимой от переводов, ведь свыше 50% доходов молдован покрываются за счет денежных переводов.
Эксперты Expert-Grup считают, что сейчас денежные переводы обеспечивают четверть ВВП и являются основным источником финансирования текущего потребления. На самом деле, вклад в экономику денежных переводов выше, чем прямых иностранных инвестиций, государственных займов, что означает, что они в значительной степени содействуют поддержанию стабильности национальной валюты.
«Все же, модель экономического роста, основанная на миграции, не может быть устойчива. Думаю, что средства, пересылаемые из-за рубежа, должны в меньшей степени идти на конечное потребление и больше инвестироваться в бизнес, чтобы давать прибыль. В Молдове этого не происходит, лишь малая часть переводов инвестируется, и рынок труда по-прежнему анемичен в течение всех этих лет», – считает эксперт В. Прохницки.
Проблема заключается в том, что власть никогда серьезно не занималась вопросом миграции и влиянием переводов на национальную экономику. Единственная государственная программа PARE 1+1, направленная непосредственно на инвестиции денежных переводов, не имеет системного подхода к этому явлению. Эксперты предлагают властям такую политику в этом вопросе, которая позволит освоить эти средства. Для того, чтобы молдоване тратили эти деньги не только на потребление, но и на инвестиции в бизнес, государство должно создать благоприятный экономический климат, предоставить льготы предпринимателям, договориться со странами, где работают наши граждане, о социальной защите мигрантов.
Лилия Платон