Реструктуризация кредитов – продолжительная болезнь, быстрая смерть?

Реструктуризация кредитов – продолжительная болезнь, быстрая смерть?

Ухудшение экономического положения в мире вызвало сокращение молдавского производства и экспорта, часть экономических агентов, взявших кредиты, не в состоянии их вернуть, что отразилось на увеличении числа неудачных кредитов примерно на 2,5 процентного пункта с начала года.

Сальдо долгов по неудачным кредитам возросло на 2,4 процентных пункта, на 15,3% в августе этого года по сравнению с январем 2012 г., и на 0,1 процентного пункта по сравнению с июлем. Таковы данные Системы международной финансовой отчетности.
Согласно информации НБМ, сальдо долга по кредитам в августе этого года составило 33,4 миллиарда лей, что на 2,8 миллиарда больше, по сравнению с ситуацией по состоянию на конец года. А доля сальдо долгов по неудачным кредитам в совокупном нормативном капитале составила 75,6% против 52,9% в начале года.
Сальдо долга по кредитам в иностранной валюте составило 44% и незначительно изменилось по сравнению с началом года. Для части дебиторов, ставших неплатежеспособными, коммерческие банки идут на реэшелонирование и реструктуризацию долгов по заявлению клиентов.

Банковский сектор самый стабильный

Несомненно, из всех отраслей национальной экономики банковская система самая стабильная, что отмечается и агентствами по финансовой оценке, внешними финансовыми организациями, а также зарубежными инвесторами. Все же, процентные ставки (и по кредитам в том числе) пока еще высоки, с этим согласны и экономические агенты, и население. Но если провести сравнение со странами региона, то можно признать их довольно разумными, учитывая все риски. Процентные ставки упали в номинальном выражении до исторического минимума в 16%. В реальном выражении, однако, они достигли докризисного уровня. Эта тенденция продолжилась в течение 2011 года, а в августе 2012 г. средняя ставка по займам в молдавских леях составила 11,89%, и 6,5% – по кредитам в иностранной валюте.
С одной стороны, доля кредитов в экономической системе относительно невысока. Например, доля кредитов в ВВП составляет около 34%. Да, но этот показатель в 2007 году составлял 40%, и в результате регионального экономического кризиса, ударившего и по нашему рынку, доля кредитов в ВВП упала до уровня 2008-2010 годов. С другой стороны, вероятно, более или менее запретительная политика центрального банка пошла только на пользу коммерческим банкам и экономике в целом и помогла им избежать системного кризиса. И это на фоне активного участия банков в различных рискованных проектах, в том числе ипотеке. Этот факт и привел к выраженному росту неудачных кредитов.
Вспомним ситуацию двухгодичной давности – доля неудачных кредитов по системе была высока, приблизительно 20% от общего объёма кредитов. Был период (2006-2008 гг.), когда коммерческие банки кредитовали, откровенно говоря, направо и налево, без особых условий, в частности, на потребительские товары и ипотечные проекты. Был потребительский бум, потребительские кредиты были в моде, и взять их не составляло никакого труда. К тому же, большая часть банков стала участвовать в ипотечных проектах без подробной оценки рисков и их последствий, отчего некоторые из них и по сей день с трудом возвращают свои деньги, а многие из тех кредитов стали неудачными.
Более того, уже год миссия МВФ выражает обеспокоенность промедлением по вопросу принятия пакета поправок в законодательства, необходимых для того, чтобы упростить процесс реструктуризации банковских ипотечных кредитов, исполнения прав на заложенное имущество и завершение процедур банкротства дебиторов, а ведь эта реформа была намечена еще на 2010 год.

Высокий уровень неудачных кредитов влияет на кредитную политику банков

Понятно, что высокий уровень неудачных кредитов напрямую отражается на кредитной политике банков, они увеличивают процентные ставки, вводят дополнительные или сопутствующие расходы или включают административные расходы. Как правило, неудачные кредиты или их доля в общем объёме выданных банками кредитов является для банков основным аргументом для защиты высокой процентной ставки. В то же время, чем выше ставки по кредитам, тем выше риск увеличения числа неудачных кредитов. Практикуя высокие ставки, банки пытаются обеспечить себе прибыль или, в худшем случае, хотя бы снизить убытки.
В нынешних послекризисных условиях риск, связанный с кредитованием, остается на высоком уровне. Поэтому высокие ставки по кредитам действительно оправданы так называемыми премиями за риск, которые растут высокими темпами. Впрочем, банкам следует быть более разборчивыми в кредитовании экономических агентов и населения. Вопреки кризису, положение многих компаний не такое и плохое. Но высокие ставки могут ухудшить финансовую ситуацию банков, а это не в их интересах. Соответственно, банкам надо адекватно оценивать риски кредитования, тщательнее проводить отбор и предоставлять более низкие ставки по обеспеченным кредитам. В противном случае, доля неудачных кредитов будет высокой еще очень долго.

Новые кредиты в леях снизились на 2%, а в иностранной валюте – на 11,1%

Объём новых кредитов в национальной валюте в августе 2012 года упал на 27.5 млн лей или на 2.0%, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, составив 1324.6 млн лей. Средняя процентная ставка по кредитам за этот период составила 12.82% и снизилась на 1.24 процентного пункта. Таковы данные Национального банка Молдовы.
По сравнению с июлем этого года, объём новых кредитов в молдавских леях увеличился на 20.8 млн лей или на 1.6%, а средняя процентная ставка по кредитам снизилась на 0.56 процентного пункта. Кредиты на срок свыше года остаются самыми привлекательными – их доля составила 78.1% в августе 2012 года от общего объёма кредитов в национальной валюте, а их средняя процентная ставка – 12.71%, что на 0.42 процентного пункта ниже, по сравнению с предыдущим месяцем. Далее следуют кредиты на срок от 6 до 12 месяцев (их доля – 12.2%) с средней процентной ставкой 12.74%, что на 0.12 п.п. ниже, по сравнению с предыдущим месяцем.
Больше всего кредитов в национальной валюте выдается юридическим лицам – 73.9% от всех леевых кредитов, а их средняя процентная ставка составила 12.09%, в то время как средняя процентная ставка по кредитам для физических лиц достигла 14.90%.
В августе 2012 года объём новых кредитов в иностранной валюте (выраженных в молдавских леях) упал на 102.9 млн лей или на 11.1%, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, составив 827.3 млн лей. Средняя процентная ставка по кредитам за этот период составила 7.64% и снизилась на 1.24 процентного пункта.
Объём кредитов в зарубежной валюте упал на 235.1 млн лей или на 22.1%, по сравнению с предыдущим месяцем, 98.1% всех таких кредитов выдано юридическим лицам по средней процентной ставке в размере 7.62%.
Динамика средних процентных ставок по новым кредитам имеет тенденцию падения, то есть средняя ставка по кредитам в иностранной валюте снизилась на 0.10% процентного пункта, по сравнению с июлем 2012 года, до уровня 7.64% в августе 2012 года. Это стало следствием ставки самых популярных кредитов на срок свыше 12 месяцев, чья средняя процентная ставка составила 7.63%.

Мнения

Адриан Лупушор, экономист Аналитического центра Expert Grup:

«Рост доли неудачных кредитов является прямым следствием ухудшения экономической ситуации в ЕС».

– Очевидно, что рост доли неудачных кредитов является прямым следствием ухудшения экономической ситуации в странах ЕС. По оценкам Expert-Grup, вопреки изоляции молдавской банковской системы от международных финансовых рынков, он достаточно уязвим перед различными внешними ударами, особенно со стороны европейского рынка. На самом деле, это и есть основной канал передачи кризиса для коммерческих банков: падение внешнего спроса бьет по финансовому положению молдавских экспортеров, что отрицательно сказывается на их способности возвращать банкам кредиты.
Думаю, что это тревожный факт, так как говорит об ухудшении качества активов банков, что, конечно, отражается и на их прибыльности. К тому же, это заставляет банки быть более осторожными в кредитовании и ужесточать условия выдачи кредитов.
Все же, пока рано бить тревогу. Это естественная тенденция, присущая любой стране, где экономика сбавляет обороты на фоне неясных внешних условий. Банковская система остается стабильной, что отражается на высоких показателях ликвидности и капитализации.
Большая часть вины за высокий уровень неудачных кредитов лежит на несовершенной судебной системе Молдовы. Длительные судебные разбирательства затрудняют исполнения права на залог в случае банкротства дебитора, что усложняет процесс реструктуризации кредитов и устранения опасных активов из банковской системы. Это фундаментальная проблема, объясняющая завышенные требования банков к залогу, а также относительно высокий уровень премий за риск, включенных в банковские кредиты.

Адриан Бабин, независимый эксперт:

«Рост неудачных кредитов – скорее, циклический феномен».

– Рост неудачных кредитов в банковской системе всегда является причиной для беспокойства и требует бдительности и повышенного надзора со стороны НБМ. Вместе с тем, рост неудачных кредитов является, скорее, цикличным процессом и обусловлен не совсем нормальной экономической ситуацией. Действительно тревожным рост неудачных кредитов является для отдельных банков. Например, один из банков во втором квартале имел в портфеле более 40% неудачных кредитов или на 10 процентных пунктов больше, по сравнению с первым кварталом. Для других банков эта динамика не столь драматична. Но, с другой точки зрения, если не принимать оперативных мер по оздоровлению ситуации, положение может резко ухудшиться, и кризис станет системным.
Что касается влияния кризиса в ЕС на качество кредитов в ЕС, на сегодняшний день его степень ограничена в основном благодаря тому, что кризис в ЕС отражается на странах, с которыми мы не имеем тесных экономических связей, и поэтому внешние удары не передаются напрямую. А другие страны ЕС, активные партнеры Республики Молдова, вели удовлетворительную экономическую деятельность в первой половине года. Для Молдовы серьезнее могут быть последствия засухи.
Неудачные кредиты и долгосрочная головная боль. Ни одному банку не удалось решить эту проблему разом. Все же, по достижении опасного уровня доли этих кредитов менеджмент банков должен принять меры для обеспечения оптимального притока наличности и ликвидности для предотвращения появления явного риска недостаточности ликвидности, обезопасив свой имидж, чтобы без финансовой поддержки акционеров он не превратился через день в риск банкротства.

Виктор Урсу

Номер газеты: 
Nr.40 (460) от 10 октября 2012