НБМ предложил на публичное обсуждение законопроект, позволяющий операторам валютного рынка изменять курс валют в течение дня, при этом клиенты смогут аннулировать операции обмена в течение 30 минут. Эксперты считают, что либерализация валютного рынка – хорошая идея, которая позволит больше соответствовать реалиям рынка и следовать за административной политикой фиксированного курса.
“Либерализация валютного рынка застопорилась в 1996 году, когда был введен запрет на приобретение валюты, и понадобилось столько времени для либерализации. За этот период валютный рынок – межбанковский – был закрытым. Что касается операторов рынка, думаю, что это решение вызовет рост спекулятивной деятельности, что может спровоцировать некоторые потрясения, поэтому, на мой взгляд, НБМ надо быть готовым к таким ситуациям. В целом, либерализация валютного рынка – это хорошая идея”, – отметил экономический эксперт Роман Киркэ.
НБМ аргументирует свое решение необходимостью повышать уровень конкуренции на рынке валютного обмена наличных денег.
“Либерализация валютного рынка, скажем так, позволит выйти из определенных соглашений между операторами, если они есть, и лучше реагировать на то, что происходит на рынке. Практически, мы переходим от одного цикла, когда курс фиксируется на день, к множеству циклов, что является прогрессом. За день обменные кассы могут несколько раз менять курс, и для новых колебаний не надо ждать следующего дня”, – также сказал Р. Киркэ.
Кроме того, эксперт считает, что эта мера не увеличит число операторов валютного рынка, другое дело, если бы либерализация коснулась межбанковского валютного рынка, что позволило бы участвовать на нем крупным экономическим агентам, это был бы важный шаг. “Эта мера также не причинит ущерба валютным спекулянтам, так как объёмы рынка обмена валюты наличными меньше межбанковских сделок”, – подчеркнул Р. Киркэ.
Ион Торня, экономический эксперт IDIS Viitorul, считает, что “упрощение правил валютного рынка означает, что рынок открыт, и, с моей точки зрения, это положительное явление. В любой сфере есть проблемы с жестким регулированием. Например, есть проблемы с регулируемыми ценами. На валютном рынке то же самое. Но в целом изменение валютного курса по несколько раз в день – правильное решение, так как операторы рынка не хотят поддерживать тот же курс, когда меняется цена”.
По его словам, “валютный рынок с более легкими правилами означает устранение монополии на рынке. А сегодня, если и есть определенные соглашения между операторами рынка, то либерализация позволяет появляться новым операторам, то есть идет диверсификация. Как и в любой другой сфере, либерализация влечет за собой и риски, например, появление на рынке недобросовестных операторов. Но этого можно избежать, если правильно внедрить эту меру, сопровождаемую эффективными механизмами контроля”.
Планируется, что предоставление ОВК права изменения обменных курсов в течение дня повысит конкуренцию на рынке операций по обмену валюты для физических лиц. Кроме того, законопроект предоставляет НБМ право устанавливать частоту изменений обменно-валютными кассами курсов покупки и продажи валюты в течение их рабочего дня.
Одновременно, в контексте защиты прав потребителей, законопроект устанавливает требование к обменно-валютным кассам информировать граждан о применении новых валютных курсов путем объявления (вывешивания) такой информации до осуществления операций по обмену валюты. Для недопущения необоснованных изменений валютных курсов, обменно-валютные кассы обязаны будут разработать и внедрить внутренние процедуры, которые будут регламентировать порядок изменения в рамках программы работы обменных курсов (принципы/причины изменения обменного курса и т.д.). Кроме того, для исключения возможного мошенничества с курсом по некоторым иностранным валютам, по которым производится наибольшее число сделок, законопроект устанавливает обязанность обменных пунктов устанавливать курсы покупки и продажи доллара США, евро и фунта стерлингов до двух знаков после запятой.
Для усиления защиты прав потребителей, законопроект четко оговаривает право клиента обменно-валютного учреждения требовать отмены валютной операции до ее завершения, а также в течение 30 минут после ее осуществления. Учитывая опыт других стран, законопроект предусматривает право обменно-валютным учреждениям осуществлять обмен валюты и посредством аппаратов валютного обмена, установив дополнительные положения, касающиеся лицензирования учреждений по валютному обмену, намеревающихся использовать аппараты обмена валюты, а также правила их работы. Использование аппаратов для обмена валюты не приведет к необходимости увеличения уставного капитала касс валютного обмена.
Учитывая, что банки в сравнении с обменно-валютными кассами, осуществляют более широкий спектр операций, что требует более комплексного управления ликвидностью и рисками, законопроект отменяет требование к лицензированным банкам обеспечить в начале и конце рабочего дня наличие суммы в размере 100 тыс. леев для каждого обменного пункта. Для обменных касс было отменено требование иметь при открытии и закрытии минимальную сумму в 400 тыс. леев для операций с физическими лицами, в то же время, сохранено требование иметь оборотные средства, состоящие из денежных взносов в акционерный капитал, в сумме 500 тыс. леев для каждого филиала.
Для повышения уровня эффективности наказания в виде отзыва лицензии, применяемого НБМ, законопроект устанавливает: увеличение с 2 месяцев до 12 месяцев периода, в течение которого обменная касса не имеет права представлять заявление о выдаче лицензии, устанавливает лишение на 2 года права акционера/пайщика и/или управляющего обменно-валютной кассы создавать новую кассу, приобретать долю в уставном капитале любой обменно-валютной кассы, руководить деятельностью любой обменно-валютной кассы или ее филиала. Законопроект изменяет и срок, в течение которого действительна лицензия, с 5 лет на неограниченный срок для соответствия сроку действия лицензий других компаний финансового сектора (банков, страховых компаний, ссудо-сберегательных ассоциаций, инвестиционных обществ). Для валютных касс пошлина за лицензию будет увеличена до 12000 лей, что также соответствует пошлине для других компаний финансового сектора (например, инвестиционные общества – 10000 лей, страховые компании – 13000 лей). В случае переоформления лицензии, пошлина за выдачу заверенной копии для филиала, который уже действует, не взимается.
Пошлина за лицензию, которая выдается гостиницам, увеличивается до 6000 лей, учитывая то, что там осуществляются только операции купли иностранной валюты.
По данным Национального банка Молдовы, совокупный леевый оборот сделок купли-продажи основных зарубежных валют, осуществленных на внутреннем валютном рынке, в сентябре 2013 года составил 447.0 млн долларов США, снизившись на 7.8%, по сравнению с предыдущим месяцем (тогда этот показатель составил 484.7 млн долларов США). Таким образом, в сентябре 2013 года уменьшился объём сделок купли и продажи на 8.9% и 2.8%, соответственно.
Чистый объём купли основных зарубежных валют на внутреннем валютном рынке в сентябре этого года снизился по сравнению с августом 2013 года на 32.7 млн долларов США, или с 305.5 млн долларов США до 272.8 млн долларов США.
В структуре совокупного оборота сделок купли/продажи основных зарубежных валют за молдавские леи на внутреннем валютном рынке, в сентябре 2013 г. сделки с евро составили 48.6%, с долларами США – 29.3%, с российскими рублями – 20.6%, с украинскими гривнами – 0.8% и с румынскими леями – 0.7%. По сравнению с предыдущим месяцем, на фоне снижения оборота в евро на 5.3 процентного пункта, вырос оборот в долларах США и российских рублях на 3.4 процентного пункта и на 2.9 процентного пункта, соответственно.
В сентябре 2013 года оборот безналичных сделок на внутреннем валютном рынке составил 1,833.0 млн долларов США, что на 10.6 процентов или на 175.2 млн долларов США больше, по сравнению с августом 2013 года (то есть 1,657.8 млн долларов США).
Доля в размере 67.9% за отчетный месяц пришлась на доллары США, чей объём снизился на 3.8 процентного пункта по сравнению с августом этого года. В сентябре 2013 года выросли сделки в евро, составив 30.7% от общего оборота валютного рынка или на 4.3 процентного пункта больше, по сравнению с августом 2013 года (26.4%). Доля российских рублей составила 1.0 процент, снизившись на 0.5 процентного пункта по сравнению с августом. Отметим, что оборот валютного рынка в сентябре 2013 года включает и сделки с румынскими леями, украинскими гривнами, фунтом стерлингом, белорусскими рублями, швейцарскими франками и другими валютами, чья доля составляет около 0.4%.
Флорин Леванцикэ