В Республике Молдова на рынке капитала мало ценных бумаг, приносящих доход в виде дивидендов или в результате их спекулятивной продажи. Держателями таких акций являются лишь банки. Наряду с этим мажоритарные акционеры компаний реального сектора экономики стремятся, как правило, к увеличению своих пакетов.
„Практически все эмиссии акций в Молдове закрытые, происходят в узком кругу лиц и вне биржи, что ограничивает участие других возможных инвесторов. Например, в первом квартале этого года эмиссии акций выросли на 63% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, проведено 16 допэмиссий акций на общую сумму 551 млн лей, что указывает на привлечение ресурсов рынком капитала”, – считает председатель Фондовой биржи Молдовы Корнелиу Доду.
По его словам, основной причиной, по которой компании отказываются проводить открытые эмиссии акций на молдавском рынке капитала, является то, что они контролируются акционерами, которые владеют мажоритарными пакетами акций, не желающими терять свои акции или снижать свою долю. Несомненно, привлечение средств при помощи рынка капитала дешевле, но для этого надо менять менталитет крупных акционеров, хотя есть еще одна альтернатива – эмиссия привилегированных ценных бумаг, без права голоса. Правда, существуют нормы, ограничивающие этот процесс. Доля привилегированных акций не должна превышать 25% от уставного капитала компании, а облигаций – 100%. Кроме того, важным аспектом является упрощение процедуры регистрации эмиссии акций компаний и ее стоимость.
„Сегодня на рынке есть доходные ценные бумаги, можно заработать на дивидендах или на разнице курса. В первую очередь, это бумаги банков, которые пользуются спросом со стороны физических и юридических лиц. Например, если номинальная цена одной акции банка составляет 200 лей, доход от дивидендов равен 75%, а от банковских вкладов доход составляет 12%. К тому же, рыночная цена акций такого банка в 5 раз выше номинальной стоимости. Это справедливо в отношении многих категорий акций, но, к сожалению, в Молдове недостаточно таких ценных бумаг, так что чаще всего источниками дохода служат банковские дивиденды”, – отметил К. Доду.
На фоне вступления в силу нового Закона о рынке капитала участники рынка надеются на то, что многое изменится, так как прежние регулирующие нормы чаще всего ограничивали развитие рынка, действовало немало барьеров, препятствующих и посредникам на рынке, и непосредственно эмитентам ценных бумаг. „Надеюсь, что с сентября этого года, с вступлением в силу нового Закона, положение вещей улучшится, хотя я не могу утверждать это с уверенностью. Скорее, новый закон можно сравнить с очень хорошими правилами дорожного движения, но ведь если едешь на плохой машине по разрушенной дороге, ничего хорошего из этого не выйдет. Более того, одновременное действие двух законов (нового и старого) в течение полутора лет, принесет лишь беспокойство на рынок. За это время регулятор разработает ряд новых нормативных актов, относящихся к новому Закону. Закон вступит в силу, а правила игры будут непонятны участникам, это, конечно же, не ускорит развитие рынка капитала. То есть, за короткий промежуток времени необходимо разработать предельно ясные правила игры. Регулятор должен представлять последствия мер до того, как они будут внедрены. Главное – не навредить рынку”, – уверен К. Доду.
Председатель Фондовой биржи Молдовы считает, что сложно прогнозировать развитие рынка капитала Молдовы, когда большинство экспертов связывают развитие рынка с внутренней и международной политической ситуацией. „Фондовая биржа выступает за развитие рынка капитала и готова предпринять конкретные шаги в этом направлении”, – отметил К. Доду.
Хотя в других странах инвестиции частных лиц в ценные бумаги являются одним из самых доходных финансовых инструментов, в Молдове самыми доходными и безопасными являются банковские вклады. „Для инвестирования в ценные бумаги надо ждать целый год, чтобы проследить, покупаются ли бумаги банка, платит ли он дивиденды. В то же время, банковские вклады, размещенные на любой период времени, дают стабильный доход, к тому же не надо платить налоги с процента, а дивиденды облагаются налогом”, – говорит Нина Доска, директор Главного управления по надзору за ценными бумагами НКФР.
По ее мнению, в настоящее время банковские вклады составляют сильную конкуренцию инвестициям в ценные бумаги. Стратегические инвесторы будут приобретать бумаги для диверсификации портфелей, чтобы получить контроль в ряде компаний. То есть, они преследуют совершенно другие интересы. Человек, разочарованный опытом приватизации 90-х годов, точно не рискнет вкладывать деньги в ценные бумаги.
Что касается стимулирования компаний продавать акции на бирже, Н. Доска считает, что „нет ничего невозможного, как показывает практика. Главное – наличие воли у руководства. Ведь проблема в Молдове заключается в том, что тот, кто держит контрольный пакет акций в компании, совсем не желает уступать долю своих акций и делиться дивидендами с мелкими акционерами. Они, вместо того, чтобы привлекать ресурсы при помощи рынка капитала, прибегают к кредитам, а если его не могут выплатить, компания банкротится”. Опыт показал, что лучшей альтернативой для компаний является привлечение финансовых ресурсов при помощи эмиссии ценных бумаг, но у нас менеджмент компаний находится на уровне 60 -70-х годов, когда предприятия были уверены, что единственным решением привлечения финансовых средств являются банки.
„Например, в развитых странах, если компания котируется на бирже, есть гарантия, что она может принести доход, и инвестиции не испарятся через сутки. А у нас ситуация совершенно противоположная – на Фондовой бирже Молдовы котируются 11 компаний, чьи акции участвуют в сделках раз в месяц”, – отмечает Н. Доска.
Экономика Молдовы мала, компании также малы, большинство из них занимается импортом товаров на фоне постоянного роста денежных переводов из-за рубежа. Все это не требует обязательного листинга на бирже или привлечения средств при помощи рынка капитала. Рассчитывают только на банковские кредиты. А на бирже должны котироваться компании реального сектора, как это делается в развитых странах. В Республике Молдова реальный сектор слаборазвит, на бирже котируются в основном молдавские коммерческие банки.
„Наши компании не проводят эмиссий акций, так как экономика страны мала. После приватизации, которую пережила Республика Молдова, инвесторы стремятся лишь к укреплению своей собственности. Рынок капитала был и есть, но будет ли он развиваться, сказать с уверенностью нельзя. На фоне сближения Молдовы с Европейским союзом рынок откроется, и у нас появится больше компаний, но, с другой стороны, не стоит ожидать значительного скачка в развитии рынка капитала, ведь Молдова маленькая страна, и нельзя сравнивать наш рынок капитала с рынками США, Великобритании и других развитых стран”, – считает Натан Гарштя, директор консалтинговой компании Estimator – VM.
„Одной из самых главных проблем Молдовы является то, что размещение ценных бумаг компаниями представляет собой недостаточно развернутый инструмент. Кто-то должен прийти и показать, как это делается. Давайте вспомним, что не так давно и кредит был достаточно заумным инструментом, но банкам удалось сделать его доступным, правильно его подать. Примером являются и компании по микрофинансированию, которые продвигают другую идею, правда, их деньги предназначены для потребления, а не для бизнеса. Тем же самым должны заняться и те, кто заинтересован в продвижении рынка ценных бумаг. Здесь речь идет не о властях, их дело оказать необходимую поддержку, а о профучастниках рынка, которые должны убедить компании, что ценные бумаги – это альтернатива банковскому кредиту”, – уверен Александр Сава, эксперт в области ценных бумаг.
Второй проблемой, по его мнению, являются регуляторные барьеры на пути эмиссий ценных бумаг. Проводить эмиссии ценных бумаг сложно и дорого. Тут борьбу выигрывает кредит. Вообще, что касается стоимости финансовых инструментов, получение кредита обходится дешевле эмиссии акций.
„Большая часть рынка капитала должна быть основана на деньгах физических лиц, как за границей. Самыми крупными инвесторами там являются коллективные структуры, собирающие деньги у физических лиц. Понятно, что суммы эти невелики, но в совокупности они огромны. В Молдове этого нет. Надо развивать эту сферу, ведь такие инвестиции дадут физическим лицам доход в 10-12% больше против банковского депозита. У нас инвестируют в рынок капитала, только инвестиции это портфельные. Те, кто покупает акции, желают участвовать в управлении компаниями. Но рынок капитала образован из мелких пакетов акций людей, не желающих участвовать в управлении, их намерения просты – купить акции подешевле, продать акции подороже”, – считает А. Сава.
„Вопрос приобретения крупных пакетов молдавских компаний связан с налоговыми нормами, вмешательством властей в деятельность компаний, что вынуждает экономических агентов при помощи различных схем уводить деньги в тень, бюджет ничего не получает, равно как и мелкие акционеры, в то время как крупным акционерам это выгодно. Тогда уже никто не заинтересован инвестировать в приобретение ценных бумаг в спекулятивных целях. Нужны серьезные посредники, которые вложили бы средства в рынок капитала, в посредническую деятельность на рынке. Сейчас не существует таких возможных инвесторов. Произойдет ли это, когда заработает новый Закон о рынке капитала, будет видно. По меньшей мере, несколько инвесторов регионального уровня выразили готовность появиться здесь, но сначала они намерены посмотреть, как будет работать новый Закон”, – говорит А. Сава.
Рынок капитала находится в строгой зависимости от реальной экономики и рыночной экономики, но в Республике Молдова, по мнению ряда экспертов, он находится на невысоком уровне. Кроме того, рынок капитала невозможен без публичного аспекта и желания множества инвесторов вкладывать свои финансовые ресурсы. В нашей стране все сконцентрировано в руках нескольких собственников, которые не нуждаются в подобных инвестициях.
Что касается нового Закона о рынке капитала, А. Сава уверен, что все будет зависеть от того, как власти будут внедрять положения закона, как они помогут развитию бизнеса, не вмешиваясь в его деятельность.
Виктор Урсу