Экономический кризис, довольно ограниченный доступ к схемам традиционного финансирования и недостаток ликвидности приводят некоторые компании к использованию факторинга. Особенно интересна эта альтернатива для местных экспортеров. О необходимости и преимуществах факторинга мы побеседовали с Олегом Дамиан, директором единственной в Молдове специализированной компании NFC-Moldfactor.
– Факторинг как финансовый инструмент широко используется в европейских странах, тогда как у нас еще является относительно новым видом деятельности. Как появилась необходимость использования факторинга, и что он собой представляет?
– Факторинг практически означает кредитование поставщиков путём выкупа краткосрочной дебиторской задолженности. Между факторинговой компанией и поставщиком товара заключается договор о том, что ей по мере возникновения требований по оплате поставок продукции предъявляются счета-фактуры или другие платёжные документы.
Это очень важный инструмент для развития экспорта. У нас есть клиенты, которые при помощи операций факторинга смогли выйти на новые рынки и серьезно поднять уровень продаж.
Факторинг был развит уже в 60-70-х годах XIX века, когда появились первые компании международного факторинга. Это результат развития рыночной экономики, предполагающей конкуренцию и борьбу за клиента путем оказания качественных услуг или льгот при продажах.
Практика показала, что самой эффективной поддержкой, которую может продавец оказать клиенту, является предоставление товара без того, чтобы он был оплачен немедленно, то есть фактически это кредитование производителя.
Когда все продают за отложенную плату, появляются специализированные компании, которые изучают портфель клиентов, покупателей и предлагаемые услуги, а также за определенную комиссию оценивают рынок. То есть, фактор оказывает услуги по динамической оценке платежеспособности клиентов, позволяя продавцу (производителю) постоянно продавать товар в кредит. Фактор следит за погашением задолженностей, гарантирует платежеспособность покупателя. Это как страховой полис.
Факторинговая компания осуществляет дисконтирование счетов-фактур или других платёжных документов путём выплаты клиенту 60-90% стоимости требований. После оплаты продукции покупателем факторинговая компания доплачивает остаток суммы поставщику, удерживая процент с него за предоставленный кредит и комиссионные платежи – за оказанные услуги.
Сегодня продал товар с отсрочкой платежа на 60 дней, получил часть услуг, принес фактору фактуру, и тот переводит значительную часть стоимости сделки, после чего фактор получит деньги от покупателя.
– А если случится, что покупатель не сможет оплатить товар в срок. Что происходит в этом случае?
– Это зависит от услуг факторинга, о которых заключен договор с клиентом, а также от степени риска, который принимает на себя факторинговая компания. Есть факторинг с регрессом и без регресса. Факторинг с регрессом – вид факторинга, при котором фактор приобретает у клиента право на все суммы, причитающиеся от должника. Однако в случае невозможности взыскания с должника сумм в полном объёме, клиент, переуступивший долг, обязан возместить фактору недостающие денежные средства, то есть, когда у клиента нет ликвидности, он обращается к нам.
Факторинг без регресса – вид факторинга, при котором фактор приобретает у клиента право на все суммы, причитающиеся от должника. При невозможности взыскания с должника сумм в полном объёме факторинговая компания потерпит убытки (правда, в рамках выплаченного финансирования клиенту).
В случае осуществления выплаты факторинговой компанией в пользу продавца, для истребования долга с покупателя используется суд. Обеспечение операции стоит в среднем 1,5-2% от суммы сделки, а если клиент желает получить деньги немедленно после поставки товара, то – в среднем 4-5% от суммы сделки.
– Пользуются ли клиенты в Молдове обоими видами факторинга?
– Существует внутренний и международный факторинг. История NFC-Moldfactor начинается с международного факторинга. Первые операции в Молдове были осуществлены в декабре 2004 года, но мы начали оказывать услуги молдавским экспортерам на международном рынке. Первыми клиентами были винодельческие компании, которые были самыми крупными экспортерами товара за отложенную плату. Мы начали заниматься экспортным факторингом с регрессом, это продолжалось 2-3 года, затем – без регресса.
Так как появились и гарантии, и финансирование, клиент может получить залог у фактора. Мы можем не только финансировать, но и гарантировать. При экспорте мы оказываем три вида услуг: финансирование без принятия риска, гарантирование без финансирования и финансирование с гарантированием (без регресса). Экспортеры могут воспользоваться любой услугой. Так как мы являемся единственной в своем роде компанией и состоим в Международной ассоциации факторинга, возможно, чтобы молдавские экспортеры, желающие приобрести любые товары за границей в кредит, не платили авансом, не платили аккредитивами или давали банковские гарантии, это дорого. Они могут договориться с поставщиками о поставке товара при помощи международного факторинга. А мы, как местный фактор, оцениваем платежеспособность молдавского импортера и через Международную ассоциацию гарантируем осуществление платежа поставщику. Зарубежная компания может поставить товар, так как у нее есть гарантии и обеспечение местной компании.
С этого года мы занимаемся внутренним факторингом в два этапа – с регрессом и без регресса. Сейчас мы осуществляем операции внутреннего факторинга с регрессом, и через 2-3 года будем предлагать без регресса.
Факторинг тесно связан с продажей товаров с отложенной оплатой. Если нет этого условия, нет и традиционного факторинга. Но есть и заменители традиционного факторинга. Например, факторинг до договора. Традиционный факторинг – покупатель сейчас дает товар и получает деньги в будущем.
– Вы работаете на рынке уже 8 лет. Изменилось ли у нас в стране восприятие факторинговой деятельности?
– Факторинг развивался в условиях рынков с высокой конкуренцией, требующих как можно больших продаж, где есть товары, пользующиеся спросом на рынке. Например, за последние 10 лет Турция стала одним из лидеров в Европе в этом бизнесе. На одну тысячу жителей там приходится больше всего факторинговых компаний, так как в Турции принято быстро производить и продавать. В развивающихся странах факторинг набирает силу. Экономика Молдовы потребительская, производящая слишком мало конкурентоспособных товаров. Государству надо развивать и стимулировать экспорт, а товары должны быть известны и цениться на других рынках. Тогда будет спрос. На базе потребительской экономики развивается только внутренний факторинг.
– Чем отличается факторинг от других небанковских финансовых инструментов? Каковы его преимущества?
– С точки зрения финансового оборота, факторинг относится к краткосрочному финансированию сроком до полугода. Для долгосрочного кредитования есть банки, дающие инвестиционные кредиты, для среднесрочного кредитования – лизинг. Факторинг – это быстрое финансирование товаров с высокой ликвидностью и повышенным оборотом. Такими товарами являются пищевые продукты, алкогольные и безалкогольные напитки, строительные материалы и так далее. В качестве основных преимуществ можно обозначить быструю оплату задолженностей, защиту против рисков, связанных с оплатой долгов и отсутствием гарантий.
– Каков размер финансирования, предлагаемый компаниям-клиентам?
– Наша компания финансирует 90% оплаты немедленно после поставки и покрывает 100% рисков. Мы обслуживаем оплату, отложенную на срок до 120 дней, и осуществляем операции в трех валютах.
– Каков объём факторинговых операций в 2012 году?
– Хотя в этом году уровень молдавского экспорта сохранился на уровне 2011 года, нам удалось увеличить экспортные фактуры на 30%. На самом деле, сумма сделки не так важна, как тенденция местных и экспортных продаж. Этот рост указывает на то, что многие стали понимать выгоды экспортного факторинга.
– По Вашему мнению, как будет развиваться местный рынок факторинга? Ожидается ли появление факторинговых компаний?
– Если говорить о нашей компании, то мы думаем и далее развивать портфель услуг для наших клиентов. Но это развитие будет проходить поэтапно, все это надо хорошо продумать.
Что касается конкуренции, мы рады ей, так как это приносит свои плоды для развития нашего рынка и лучшего понимания преимуществ этого финансового инструмента. Ходили слухи о том, что кто-то намерен появиться на рынке, однако пока мы являемся единственной компанией, специализирующейся на таких услугах. Все же, надо учесть и то, что Молдова все-таки довольно ограниченный рынок для международного факторинга.
– По крайней мере, два коммерческих банка Молдовы пытаются заниматься факторингом. Это прямая конкуренция вашей компании?
– Банки объявили лишь о намерении, но пока за полгода у них не появилось ни одного клиента. Это всего лишь намерения. Я могу объяснить, почему не идут в банки. Отношение банка к обеспечению рисков кардинально отличается от подхода факторинговой компании. Банки воспринимают факторинг как форму кредитования и требуют обеспечения залогом для факторинга. Это с самого начала искажает идею профессионального факторинга. С другой стороны, фактор видит сделку, рынок, покупателя и продавца, но не обеспечивает товарами.
Во многих странах в банках есть отделы факторинга, но тут требуется изменить сам подход к клиенту.
– То, что факторинговая деятельность не регулируется на данный момент никаким органом, создает ли это вам неудобства?
– Наоборот! Обычно, когда появляется регулирование, умирает промышленность. Конечно, регулирование нужно, но при условии, что оно поддерживает сектор. Недавно факторинговая деятельность была включена в законопроект о небанковских финансовых организациях. То есть, мы станем частью сектора, что логично. Как любой игрок рынка, мы ожидаем, что регулятор разработает честные и равные правила игры, чтобы не задушить развитие сектора.
– Работаете ли вы с компаниями, в которых государство является дебитором? Или вы избегаете этого из-за того, что государство иногда оказывается плохим дебитором, недисциплинированным?
– Политика нашей компании не предусматривает каких-либо запретов на сотрудничество с государственными учреждениями, но – да, избегаем из-за сложного и затянутого механизма оплаты. Часто требуется множество утверждений в департаментах, министерствах, так что такие сделки мы не финансируем.
Беседовала Лилия Платон