15 марта 2013 года в Брюсселе состоялся последний раунд переговоров по Соглашению об ассоциировании между Республикой Молдова и ЕС. Обсуждались и результаты переговоров по созданию Зоны углубленной и всеобъемлющей свободной торговли (ЗУВСТ). В ходе пресс-конференции по возвращении из Брюсселя, Влад Филат отметил: „Достигнутые нами результаты впечатляют. Мы получим от ЕС дополнительно 20 млн евро, из которых 6 млн евро будут направлены в здравоохранение, а остальное – в инфраструктуру в сельском здравоохранении”. Также 15 марта завершилась Оценочная миссия Европейского Союза в Кишиневе, занятая уровнем внедрения общих мер РМ-ЕС по либерализации визового режима. В этом смысле, на 26 марта назначена видеоконференция, где будут представлены заключения экспертов, а свою оценку миссия сообщит Совету по сотрудничеству РМ-ЕС в июле.
ЗУВСТ, как часть Соглашения об ассоциировании, которое может быть подписано между Молдовой и Европейским Союзом в 2013-2014 годах, имеет ряд последствий на уровне «высокой» политики, в том числе последствия для приднестровского региона. Европейские чиновники неоднократно заявляли о том, что положениями Соглашения должны воспользоваться все молдавские граждане, в том числе из Приднестровья. Ранее упоминалось, что представитель Тирасполя участвовал в переговорах по созданию Зоны углубленной и всеобъемлющей свободной торговли. Евгений Шевчук, лидер Приднестровья, сообщил для издания «Новый регион», что отсутствие доступа Приднестровья на рынки ЕС будет иметь отрицательные последствия.
Экономисты из Expert-Grup представили недавно исследование, отражающее плюсы и минусы Соглашения о свободной торговле с ЕС для предприятий левого берега Днестра. Эксперты выделили по 6 преимуществ, с одной стороны, и рисков, с другой: создание таможенной границы между Молдовой и Приднестровьем; приостановление или отмена ЕС подписания или ратификации ЗУВСТ (с аннулированием Автономных торговых преференций); приостановление или отмена ЕС подписания или ратификации ЗУВСТ (без аннулирования Автономных торговых преференций); ЕС в одностороннем порядке дает Приднестровью все привилегии ЗУВСТ, но не требует внедрения европейских норм; ЕС одобряет внедрение ЗУВСТ в Молдове, а для Приднестровья расширяет Автономные торговые преференции на определенный срок; ЕС одобряет внедрение ЗУВСТ в Молдове (в том числе и в Приднестровье) с созданием постов мониторинга и контроля на протяжении Днестра и на границе с Украиной.
Эксперты полагают, что внедрение ЗУВСТ только на правом берегу Днестра с параллельной отменой Автономных торговых преференций, которыми сейчас пользуется наша страна (и Приднестровье), не является хорошим решением, так как конфликт может разрастись вместо того, чтобы закончиться. Даже отказ от ЗУВСТ не является решением, потому что это может привести к серьезному дипломатическому и политическому ущербу и для Кишинева, и для Брюсселя, скомпрометирует Европейскую политику соседства и сменит внешний вектор развития Республики Молдова. Это станет тяжелым ударом по доверию к ЕС в кавказских странах в сфере политики соседства, ведь и у них есть проблемы в области сепаратизма.
Оптимальным решением может стать поддержка ЕС внедрения на всей территории Республики Молдова ЗУВСТ при обеспечении строгого контроля всех товаров, входящих и выходящих из Приднестровья. Это позволит проводить косвенный контроль над соблюдением правил происхождения в районе, не контролируемом властями Кишинева. В то же время, по мере возможности, таможенники будут регулярно посещать производственные отделы компаний в этом регионе, с учетом любых условий, выдвинутых администрацией Тирасполя (например, доступ без таможенного мундира и оружия и так далее). Важно, чтобы Приднестровье получило доступ к программам Сообщества, открытым для Молдовы. Приднестровские компании по-прежнему должны быть зарегистрированы в официальных органах Республики Молдова. Налоговая информационная система должна развиваться, и Кишиневу потребуется содействие Украины для того, чтобы свести к минимуму риски в отношении правил происхождения. На самом деле, это решение ничем не отличается от нынешней ситуации, ведь не существует абсолютной уверенности в соблюдении правил происхождения приднестровского экспорта.
Основной риск связан с тем, что в настоящее время Кишинев не в состоянии гарантировать эффективное осуществление Соглашения на территории, которую не контролирует, то есть в Приднестровье. Это означает, что власти приднестровского региона, чьи компании в настоящее время пользуются Автономными торговыми преференциями, могут продолжать пользоваться экспортными преференциями для экспорта на рынки ЕС, но не обязательно пустят в регион импорт из ЕС на льготных условиях (или допускается только на условиях безоговорочного признания Приднестровья как суверенного государства). Кроме того, поскольку Молдова не контролирует регион, она может столкнуться с проблемами в обеспечении соблюдения правил происхождения товаров для экспорта приднестровских компаний, даже если они зарегистрированы в Кишиневе. Однако таможенным органам нужен физический доступ к производственным и складским помещениям для выдачи сертификатов происхождения. Хотя в настоящее время молдавские офицеры таможенной службы имеют доступ к некоторым предприятиям в регионе, их доступ остается, однако, на усмотрении властей Приднестровья. Это приведет к тому, что к региону будут подозрительно относиться в европейских таможенных органах, которые оправданно не хотят, чтобы в ЕС поступали под молдавской маркой товары неизвестного происхождения.
В течение последних лет приднестровская экономика неуклонно теряет конкурентоспособность, о чем свидетельствует быстрый рост дефицита торгового баланса (с 53,3% валового регионального продукта (НРБ) в 2005 году до примерно 100,5% в 2011г.) и дефицит текущего счета (с 41,5% в НРБ в 2004 году до астрономического уровня 90,4% в 2011 г.). Уязвимость к внешним шокам чрезвычайно высока. Эта подверженность особо выражена в умеренно-высоком уровне концентрации экспорта, как с точки зрения структуры продукта, так и географических направлений. В экспорте фактически доминировали три промышленные отрасли: металлы и изделия из металлов, энергоносители и товары легкой промышленности, которым вместе принадлежит около 80% совокупного экспорта. В свою очередь, они производятся несколькими крупными компаниями. Таким образом, промышленность и металлоизделия представлены в основном Молдавским металлургическим заводом, который обеспечивает около трети общего объема экспортной выручки в регионе. Энергетическая промышленность представлена в основном Молдавской ГРЭС и Дубоссарской ГЭС, а легкая промышленность – небольшим числом предприятий, специализирующихся на производстве одежды, обуви и других текстильных изделий.
Структура импорта в значительной степени определяется спецификой региональной экономики. Доминирование промышленного сектора объясняет сильную зависимость от импорта энергоносителей в Приднестровье, который составляет около 45% от общего объема импорта. Тем не менее, сравнительный анализ экспорта и импорта показывает, что экономика, по сути, имеет очень мало сравнительных преимуществ. Объём экспорта в металлургии и легкой промышленности превышает импорт. Дефицит торгового баланса постоянно растет в последние годы.
Экспорт Приднестровья в ЕС осуществляется в рамках Автономных торговых преференций, при которых компании региона могут поставить на рынки Европы беспошлинные товары в пределах квот, установленных для Молдовы. Главным условием является то, чтобы они были зарегистрированы в Государственной регистрационной палате. В то же время, при импорте из ЕС применяются таможенные тарифы, действующие на территории Приднестровья. Тем не менее, кишиневские власти не взимают ввозные пошлины на эти товары с условием их пребывания на территории Приднестровья и их декларирования в установленной форме в Таможенной службе. Это относится как к компаниям, зарегистрированным, так и не зарегистрированным в Государственной регистрационной палате.
Основными товарами, экспортируемыми из Приднестровья в ЕС, являются текстильные изделия и различные товары легкой промышленности. Эти отрасли представлены относительно небольшими компаниями, по сравнению с промышленными 2-3 гигантами в регионе, им удается быть более гибкими в адаптации к стандартам качества ЕС. Тем не менее, наиболее крупной компанией в регионе, которая обеспечивает около трети от общего объема экспорта, является Молдавский металлургический завод – он направляет 30% своей продукции на рынок ЕС. В целом, уровень покрытия импорта экспортом в ЕС в приднестровском регионе является более благоприятным по сравнению со странами СНГ. Это говорит о том, что некоторым компаниям в регионе удалось найти свою нишу на рынке Европейского Союза, и отражает серьезную мотивацию бизнес-сообщества Приднестровья по сохранению ЕС как торгового партнера.
Если приднестровские власти не проведут необходимые изменения в нормативно-правовой базе по ЗУВСТ, приднестровские экономические агенты, вероятно, останутся за пределами Соглашения, и ЕС в конечном итоге будет применять таможенные пошлины в размере 10% для текстиля и около 17% для остальных товаров в регионе (которые будут классифицироваться как товары неизвестного происхождения). Вероятность такого сценария очень высока, учитывая сопротивление тираспольских властей в вопросе сотрудничества в направлении адаптации к нормам ЕС, а также ориентации лидеров региона на европейскую интеграцию.
Кристина Мирон